Официальный сайт МБДОУ - детский сад №456 Екатеринбург

Меню сайта
Главная » Файлы » Учитель-логопед

"ПР-Р-Р-РОТИВНЫЙ Р-Р-Р-Р!"(становление звука [Р])
24.05.2013, 15:34

"ПРОТИВНЫЙ Р-Р-Р-!" 

Как только ребёнок начинает много и активно говорить (это происходит на пятом году жизни), обращаясь к взрослому, НАС (а не малыша!!!) начинает волновать то, что речь ребёнка часто невозможно понять из-за отсутствия либо неверного произношения некоторых звуков. Начинаются активные поиски логопеда, организация дополнительных занятий по звукопроизношению, либо постоянное одёргивание и недовольство речью ребёнка.

А что же, собственно, происходит?

Мы, взрослые, рождаем проблему для ребёнка, не зная его возрастных речевых особенностей. А они таковы:

- У ребенка   шестого   года  жизни  отмечаются  значительные  успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. 

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений; для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (Лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако их ребенок употребляет еще очень редко. Свое высказывание четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений.

 Дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

Достаточно развитой речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых (конечно, если дано в сравнении) повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные используемые взрослым интонационные средства выразительности, передавая в сказочных ситуациях, как говорит то или иное животное — ласково, грубо, в низком или высоком тоне.

Удлиняется выдох ребенка. Гласные звуки он способен произносить в течение 3—7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче  (от 2 до 5 секунд).

К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно еще научить ребенка правильно дышать. Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе — поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи, которые приходится делать при вдохе, не должны быть слишком продолжительными — ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7-10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании — 14-20. Кроме того, вдох при речи должен быть не только более коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобно делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом — носом неудобно вдыхать быстро и глубоко — носовые ходы узкие и достаточно протяженные.

Понаблюдайте, как ваш ребенок дышит при речи — нет ли быстрых коротких «задыхиваний» посередине фразы или слова, не слишком ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.

Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребенок с интересом, поскольку их можно обыграть. Каждое упражнение на дыхание выполняют не более 2-3 раз.


ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

для звукового становления:

• Надуть щеки и удержать набранный воздух.

• Втянуть щеки и расслабить их.

• Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).

• «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.

• Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.

• Легко дуть на перо, лежащее на столе.

• Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась.

• Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.

• Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.

• Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность.

• На выдохе медленно произносить гласные.

• Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.

• Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.

• Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.

• Пускать мыльные пузыри.

• Дуть на свечку при высунутом языке и задуть ее.

• Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.

• Дуть на бутылочку с высунутым языком.

Категория: Учитель-логопед | Добавил: mds456
Просмотров: 570 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Независимая оценка
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz