Официальный сайт МБДОУ - детский сад №456 Екатеринбург

Меню сайта
Главная » Файлы » Учитель-логопед

О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ с 2 до 4 лет (понятно и действенно)
07.03.2014, 15:45
Поговори со мною, мама!
Вспомните, с каким нетерпением Вы ждали, когда малыш произнесёт «мама», расскажет первый стишок, поделится радостью… Вы замечаете, что у подруги ребёнок (ровесник Вашему) уже говорит слова, пытается строить фразы, а Ваш пока молчит, или лепечет что-то непонятное. Вашему ребёнку нужна помощь, но, в первую очередь, она нужна Вам – родителю, чтобы понять, как справиться с этой проблемой. Необходимо в первую очередь посетить врача – невролога, затем логопеда, потом сурдолога. Эти визиты необходимы для обследования ребёнка с целью уточнения диагноза, который часто и является причиной проблем в развитии малыша. Если возникает необходимость, то сразу проводится медицинский курс лечения.
Формирование речи – одна из основных характеристик психического развития ребёнка. В раннем возрасте закладываются и формируются сенсорные представления, память, мышление, речь, произвольное поведение. Именно в раннем возрасте развивается головной мозг, формируются его функции, а нервная система пластична и легко поддаётся тренировке. Для формирования речи важны первые три года жизни ребёнка. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное [Кольцов М.М. Ребёнок учится говорить]. 
Речевое развитие ребёнка проходит несколько этапов.
1. Крик (новорождённый).
2. Гуление (от 1 месяца до 6 месяцев).
3. Лепет (от 6 месяцев до 1 года).
4. Первые слова (от 1 года до 1 года 6 месяцев).
5. «Зачатки» фразовой речи (1,5 года – 2 года).
6. Простая фраза (2 года – 2, 5 года).
7. Развёрнутая фраза (2,5 года – 3 года).
Для того, чтобы понять, всё ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать не только этапы развития речи ребёнка, но и основные показатели физического и психического развития: общая моторика, тонкая моторика, восприятие, эмоции, речь.
Итак, Вашему ребёнку от 2 до 2,5 лет. Малыш в этом возрасте вступил в этап «Простая фраза». Какими показателями можно охарактеризовать этот этап развития?
Общая моторика: ребёнок перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга приставным шагом.
Мелкая моторика: ребёнок начинает пользоваться карандашами, ручкой, фломастерами (рисунка пока нет, ребёнок изучает свойства рисующих предметов).
Восприятие: ребёнок подбирает по образцу и просьбе предметы основных геометрических форм (треугольник, круг, квадрат) и четырёх основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный).
Эмоции: малыш проявляет эмоции сильно, легко переключается с одной эмоции на другую, в 2,5 года начинается кризис «Я сам!», конфликтует со взрослыми, сверстниками не интересуется.
Речь: предложения ребёнка состоят из 3-4 слов, начинает употреблять в речи простые предложения, задаёт вопросы «Где?», «Когда?», «Куда?», отвечает на вопрос «Кто (что) это?», учится понимать глаголы. Кризис «Я сам!» продолжается до 3,5 – 4 лет. К 3 годам ребёнок знает своё имя, фамилию и возраст (который либо говорит, либо показывает нужным количеством пальцев), осознаёт, что он не похож на других. Знаком с игрушками, мебелью, книгами и т.д., знает их местонахождение  в квартире. Этот возраст – самый наилучший для приучения ребёнка к порядку. Малыш различает на слух (звенит, бренчит и т.д.) и называет качества и свойства предметов (цвет, форма, величина); знаком с назначением некоторых общественно – бытовых зданий (в магазине покупают хлеб, молоко, одежду и т.д.), в поликлинике врач лечит детей; начинает понимать , что все люди работают и каждый день ходят на работу; знает праздники (Новый год) и день своего рождения; различает по цвету, вкусу и форме некоторые овощи и фрукты (яблоко, банан, помидор, морковь и др.); ориентируется в количестве в пределах 3; речь активно развивается, расширяется запас слов.
Для развития и понимания речи в 2 – 2,5 года полезными являются следующие игры:
1) «Найди такой же» - знакомство с цветом. 
Нужно приготовить предметы одинаковой формы, но разного цвета (например, кубики, мозаика, счётные палочки, круги и т.д.). Взрослый берёт один из предметов и просит найти такой же, ориентируясь на образец. Затем вместе с ребёнком нужно приложить найденные предметы друг к другу, сравнить их, установить сходства и различия.
2) Ребёнок не любит собирать игрушки – поиграйте с ним в игру, когда нужно положить в коробку для игрушек только все грузовики, затем только машины, тракторы и т.д. При этом нужно задавать вопросы: «Почему ты взял эти машины?» (они легковые, они красные и т.д.).
3) Игра «Моя, моё, мой», «Твоя, твоё, твой».
Цель игры: учить понимать местоимения и согласовывать их с существительными в роде.
Берутся предметы одежды взрослого и ребёнка (например, шапка, носки, рубашка, платок и т.д.)
Взрослый берёт свою шапку и говорит: «Это моя шапка». Ребёнок берёт свою и говорит: «Это моя шапка» и т.д. Далее игра усложняется. Взрослый берёт вещь ребёнка и спрашивает: «Это чья рубашка?» Ребёнок отвечает: «Это моя рубашка».
Рекомендуется читать сказки: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя» Л.Н. Толстого, стихотворные сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», С.Я. Маршака «Дама сдавала в багаж», английские песенки «Храбрецы», «Перчатки» и т.д.
Игры для детей 3-4 лет.
«Пазлы» (крупные и предметные) нужно собирать по образцу. «Кубики» (предметные, несложные картинки) нужно складывать с опорой на картинку. Действия ребёнка необходимо оречевлять.
Игра «Поручения» учит понимать предлоги «перед», «около», через» и т.д. Дайте, например, ребёнку поручение прибрать обувь, поставить свои сапожки около маминых; перед папиными сапогами. Можно поручить поставить чашку около ложки и т.д.
Игра «Почтальон». Нужно приготовить из картона 3 плоскостных домика; 5 прямоугольников (окон). Вместе с ребёнком наклеить на один домик одно окно, на второй – два окна, на третий – три. Пусть ребёнок побудет почтальоном! Почтальон разносит посылки – картинки в нужный дом. Картинку с одним предметом – в дом с одним окном, с двумя предметами – в дом с двумя окнами и т.д.
Игра на развитие слухового внимания «Три медведя» (после прочтения сказки «Три медведя»). Меняя высоту голоса попросите малыша отгадать, кто говорит: Михайло Потапыч (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты), Мишутка (высокий голос). Вечером, накрывая на сто, можно поиграть ещё раз, но уже всей семьёй изображая персонажи сказки (мама – Настасья Петровна, папа – Михайло Потапыч, ребёнок – Мишутка). Перечитывая перед сном эту сказку, попросите ребёнка произнести слова Мишутки голосом соответствующей высоты. Так можно обыграть любую сказку, любой детский рассказ. Такая деятельность позволяет в игровой форме развивать слуховое внимание и активизировать речь ребёнка. 
Рекомендуемая литература для чтения детям 3-4 лет: 
- сказки «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», «Петушок – золотой гребешок», «Гуси – лебеди», «Петух, дрозд и кот»;
- стихотворные сказки К.И. Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище» и др.;
- сказки К.Д. Ушинского: «Умей обождать», «Петушок с семьёй» и др.;
- стихи А.Л. Барто, З. Александровой, С. Михалкова, Б. Заходера и др.
Использована литература:
Г.В. Ханьшина. Как разговорить малыша.
материалы журналов «Психология», «Лиза».

Категория: Учитель-логопед | Добавил: mds456
Просмотров: 346 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Независимая оценка
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz